Россия на выставках ЭКСПО

Россия на ЭКСПО — параде мировой цивилизации

За 150 лет Россия не пропустила почти ни одной всемирной выставки.

На «Великой выставке изделий промышленности всех наций 1851 года» в Лондоне Россия удивила мир не только уральскими самоцветами, пуховыми оренбургскими платками и изделиями из малахита, но и техническими достижениями инженеров, изобретателей и промышленников. Лондон был поражен качеством русского листового железа и меди. Из 365 российских экспонатов 3 были удостоены большой медали, 60 — медали второй степени и 67 — похвального отзыва. Значительная часть наград (98) была присуждена сырьевым продуктам, в частности, колоссальным глыбам графита весом 4-8 пудов и огромному куску нефрита, самому большому из когда-либо экспонированных. Высшую награду получили: придворные ювелиры — за диадему и прочие изделия из драгоценных камней; московский фабрикант серебряных изделий И. Сазиков — за срединник серебряный для стола; петербургская фабрика малахитовых изделий Демидовых — за разнообразные предметы для украшения и мебель из малахита. В официальном руководстве по выставке самым привлекательным объектом Русского отдела была названа сельскохозяйственная коллекция в виде пирамиды из снопов различных злаков и трав. Главным экспонатом оружейного раздела было признано стальное орудие 12-фунтового калибра, точность стрельбы которого не изменилась после 1000 выстрелов.

На Парижской выставке 1878 года настоящей сенсацией стали электродуговые лампы Яблочкова, окрещенные «Русским светом». Эти лампы через год осветили улицы Лондона, Парижа и Петербурга. Если на Всемирных выставках 1867-1889 годов главный упор делался на экзотику нашей архитектуры, то позже роскошный стиль русских павильонов дополнялось более солидной экспозицией. В 1900 году русский изобретатель Попов был удостоен золотой медали за достижения в области радиосвязи.

В 1925 году в Париже открылась первая Всемирная выставка XX века, в которой Россия уже участвовала как СССР. Наш павильон с истинно советским размахом занял одну шестую часть выставочной территории: на его площади были показаны и настоящие юрты из Туркмении, и чумы народностей Крайнего Севера.

В 1937 году снова в Париже советский павильон имел настолько большой успех, что превратился в эмблему Всемирной выставки. Особый интерес у посетителей вызвала «Карта индустриализации СССР» площадью 19,5 кв. метров, демонстрировавшая размещение природных богатств и достижения СССР в области промышленности. Карта с истинно сталинским размахом была выполнена из драгоценных и полудрагоценных камней, а рубиновую звезду Москвы украшали серп и молот, полностью из бриллиантов. В истории всемирных выставок осталась и энергетика стремительного порыва «Рабочего и колхозницы» Веры Мухиной образца «Париж-1937». Свидетельством большого успеха советского павильона на Всемирной выставке в Париже явилось присуждение 270 наград, из которых 95 на уровне ГРАН-ПРИ.

На Всемирной выставке в Нью-Йорке ЭКСПО-39 Советский Союз на конкретных примерах демонстрировал, что «мир завтрашнего дня» принадлежит социализму. Наш павильон, представлял собой монументальное здание, выполненное из мрамора в форме полукруга площадью 12 тысяч квадратных метров. Перед ним был воздвигнут обелиск, увенчанный статуей рабочего из нержавеющей стали с рубиновой звездой в поднятой руке. В книгах отзывов было оставлено более 80 тысяч восторженных записей, в которых отмечалось, что павильон СССР — лучший на выставке.

В 1958 году в Брюсселе прошла первая послевоенная выставка. Бельгийская пресса назвала советский павильон «Парфеноном из стали и стекла». Архитекторы и строители многих стран отметили необычность архитектуры и оригинальность конструкции. Экспозиция павильона посвящалась теме «Мир и Труд» и включала 18 разделов. В Брюсселе СССР превзошел США, показав 84-килограммовую копию первого искусственного спутника Земли. Число посетителей превысило 30 млн. человек. Бельгийская пресса называла наш павильон «павильоном №1».

На ЭКСПО-67, проходившей в Монреале под девизом «Человек и его мир», было введено новшество — национальные дни. Советский павильон на территории 16 тыс. м2 называли «Хрустальным дворцом» или «Летящей крышей». Девиз советской экспозиции «Все во имя человека, все для блага человека» раскрывался 5 тематическими разделами. По итоговым данным канадской корпорации Советский Союз привлек рекордное количество посетителей — 13 млн., 2-е место заняла Канада, Франция и США по 9 млн.

На Всемирной выставке ЭКСПО-70 в Осаке СССР в очередной раз удивил планировкой своего павильона. Внешний облик здания, по замыслу автора, символизировал собой красное знамя. Вогнутую поверхность фасада обшили металлическими листами красного цвета, благодаря чему грандиозное сооружение (109 м) особенно эффектно смотрелось на фоне голубого неба. Общая площадь Советского павильона составила 25 тыс. м2, в том числе экспозиционная 13 тыс. м2. Тема выставки раскрывалась 7 разделами, среди которых: «Человек и город», «Человек — созидатель», «Наука и техника на службе человека» и т.д.

В 1975 году в Окинаве СССР представил первую в мире крупномасштабную карту дна мирового океана — это был самый уникальный экспонат.

На специализированной выставке ЭКСПО-86 в Ванкувере «Сотрудничество через транспорт» площадь советского павильона составляла 3500 м2. Основной экспонат — установка «Салют-Союз-Прогресс».

Советская экспозиция на ЭКСПО-88 в австралийском Брисбене «Досуг в век техники» располагалась в отдельном павильоне, площадью 2000 м2. Основные темы экспозиции: «Досуг и жилище», «Досуг и здоровье», «Досуг в движении», «Досуг и творчество». По тематике первых двух тем были организованы многочисленные семинары и «круглые столы».

Большой интерес вызывала работа в рамках экспозиции народных умельцев: резчика по дереву, стеклодува и мастеров хохломской росписи. Советский павильон по статистике был одним из 4-х наиболее посещаемых. Правительство Австралии по окончании работы выставки направило в адрес правительства СССР письмо, где высоко оценило советский павильон и работу его персонала.

Целью ЭКСПО-93 «Выбор нового пути развития» (Тэджон, Ю. Корея) было показать вклад различных стран в разработку научно-технических методов познания окружающего мира, ответственность человека перед будущим за сохранение окружающей среды. Экспозиция России была одной из крупнейших и посещаемых, размещалась на 1000 м2 закрытой и 1000 м2 открытой площади. В экспозиции были представлены новейшие научные разработки и образцы технологий в области исследования Космоса и Мирового океана, современных перспективных летательных аппаратов, а также методы получения экологически чистых источников энергии и многое другое. Среди экспонатов вызывавших наибольший интерес демонстрировался макет (в натуральную величину) орбитального космического комплекса «Мир».

На ЭКСПО-98 в Лиссабоне Российская экспозиция размещалась в отдельном павильоне площадью 1300 м2. Роль и место российской науки и техники в изучении и познании Мирового океана раскрывались в 6 разделах, среди которых «Изучение и освоение Мирового океана российскими учеными и мореплавателями», «Вклад России в освоение и исследование Арктики и Антарктики» и т.п. Неизменный интерес у посетителей вызывали уникальные проекты «Чистый лед» и стартовый комплекс для запуска космических ракет в космос с экватора. Российская экспозиция располагала значительными информационно-техническими средствами и банком данных.

В рамках национального дня Россия отмечала 12 июня День независимости. Помимо официальных торжеств этот праздник был отмечен обширной культурной программой: фольклорный спектакль Хора имени Пятницкого, трио «Реликт», секстет «Московские балалайки», балетный спектакль «Призрачный бал» столичного театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Зураб Соткилава, Виктор Третьяков, Юрий Башмет.

ЭКСПО-2000 состоялась в столице немецкой федеральной земли Нижняя Саксония — Ганновере. Россия представила современные достижения в аэрокосмической отрасли, медицине, а также не имеющий аналогов приборный комплекс Гидрометцентра России. В разделе «Человек и техника» был представлен 60-метровый макет двухступенчатой ракеты-носителя «Энергия», которая по грузоподъемности в 6 раз превосходит самую мощную западноевропейскую ракету-носитель «Ариан».

Для участия в выставке ЭКСПО-2005 в Японии Российской академией наук была разработана емкая концепция российской экспозиции под девизом «Гармония ноосферы». Главную тему раскрывали пять разделов: «Человек и земля», «Человек и космос», «Духовность: мозаика культур», «Человек и новые технологии», «Кризисные ситуации и выход из них. Мегаполис — столица России Москва».

Более 100 экспонатов (дом с замкнутым циклом биотического оборота, технологии получения энергии и её передачи лазерным лучом и др.), 180 фильмов и компьютерных презентаций представили новейшие разработки в различных отраслях экономики — промышленности, энергетике, области предупреждения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф. С использованием технологий стереоскопических и варио-стереоскопических изображений были представлены культурные ценности Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской галереи и Алмазного фонда. Японская ассоциация ЭКСПО-2005 и правительство Японии главным экспонатом выставки назвали голову мамонта, найденного в Усть-Янском районе Якутии.

Разработка концепции и создание сайта.
Студия веб дизайна ЦЭТИС